Календарь погоды

На дворе наступило самое интересное и непредсказуемое время года – осень! То солнце греет как летом, то заморозки. То снег начинает срываться, то дождь. То туман, то ветер…
Маленькие исследователи очень радуются переменам в погоде . А чтобы их любопытство и интерес направить в полезное русло, сейчас самое время заняться систематическими наблюдениями за погодой.
Для чего это нужно?

  1. Для понимания процессов, происходящих в природе.
  2. Для знакомства с научным методом познания мира.
  3. Для получения навыков исследований, которые пригодятся не только при изучении погоды, но и в любых других науках: ведение дневника наблюдений, составление таблиц и графиков, проведение измерений.
Естественно, для каждого возраста, эти вопросы решаются по-разному.

2 - 4 года

С совсем малышами достаточно просто обращать внимание на происходящее в природе. Попробуйте вместе с ними искать причины и следствия этих изменений. Стоит солнечная погода – стало тепло – набухли почки на кусте у подъезда. Поднялся ветер – пришли тучи – похолодало – надо надевать шапку и брать на прогулку зонт.

Находите как можно больше связей между погодой и окружающим миром. Побуждайте ребенка самого делать логические умозаключения, задавая наводящие вопросы: откуда на улице лужи, куда они делись и т.п.

В этом возрасте вы можете вместе с ребенком вести простейшую регистрацию происходящего в погоде, просто отмечая ее.

Например, наклеивая на настенный календарь наклейки с изображениями солнышка, тучки, снега и дождика.
А может быть, просто будете приклеивать на холодильник магнитик с изображением тучки или солнышка в зависимости от того, какая за окном погода? Такие магнитики можно приобрести готовые, а можно сделать с малышом своими руками, из соленого теста, например.
5 - 7 лет

В этом чудесном возрасте уже можно вести с ребенком настоящие метеорологические наблюдения! Малыш уже многое знает о мире, многие объяснения может понять.

Девиз этого возраста «Меньше слов, больше дела», поэтому наблюдать за погодой нужно не просто глядя в окошко, а проводя опыты и эксперименты. Изучайте с ним разные погодные явления: ветер, радугу, снег, торнадо и т.п. Наблюдайте и классифицируйте облака, считайте количество выпавших осадков, стройте флюгер.

И не забывайте все это фиксировать в календаре погоды! Ведь память в этом возрасте еще очень-очень недолгая, а календарь поможет ребенку запомнить ваши занятия и при взгляде на календарь снова восстановить их в памяти.
Старше 7 лет

В этом возрасте дети уже настоящие маленькие ученые. Они, конечно, тоже еще только играют в исследователей, но уже могут это делать по всем правилам настоящей взрослой науки.

Примерно с этого возраста имеет смысл вводить в жизнь настоящий календарь или дневничок погоды – именно сейчас ребенок может не только фиксировать наблюдаемое, но и обобщать собранную информацию и делать на ее основе какие-то логические выводы.

Показав ребенку, как ведутся систематические наблюдения, научив из сухих цифр таблицы извлекать смысл изменений и прослеживать закономерности, родители закладывают фундамент умения структурировать данные и оперировать ими. А это пригодится в любой деятельности, не только метеоролагам:)

Но, конечно, забывать о наглядности и практических занятиях тоже не стоит – ведь даже в этом возрасте с ребенком надо играть. По-прежнему актуальны опыты и эксперименты на тему погодных явлений. Только теперь нужно не просто проводить опыт, а и объяснять теорию к нему. Не только что-то наблюдать, но и стараться докопаться до сути явления, задавая вопрос «почему?». Почему образуются лужи? Почему дует ветер? Почему теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз? Отвечая на эти вопросы, ребенок познакомится не только с погодными явлениями, но и столкнется с самыми основами физики и химии.